Ростовский центр судебных экспертиз
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Мобильная версия сайта
Ваш город: Неопределен. Выбрать

Выберите ваш город:

Федеральный округ: Город:
Южный ФО
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Дальневосточный ФО
Сибирский ФО
Уральский ФО
Приволжский ФО
Северо-Кавказский ФО
Крымский ФО

Новости

 Почему система сметных нормативов не соответствует требованиям сегодняшнего дня


 

Интервью с президентом Союза инженеров-сметчиков, директором Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павлом ГОРЯЧКИНЫМ.



 

 

 

 

— Павел Владимирович, со времени нашего последнего интервью, в котором Вы подвергли резкой, но справедливой критике систему, сложившуюся в России в сфере сметного нормирования строительства, минуло уже восемь месяцев. Власти обещали нам навести порядок в этой области. Заметны ли изменения?

 

— К сожалению, воз, как говорится, и ныне там. В так называемой новой сметно-нормативной базе, введенной Минстроем России в 2014 году, есть нормы и расценки, уже одни наименования которых вызывают улыбку: «Перекладка частей русской печи», «Замена основания под штукатурку из драни», «Конопатка паклей дверных коробок», «Устройство деревянных тротуаров» и т.д.

 

В разделе «Стекольные работы» основной материал — «замазка оконная». В отделочных работах доминирует применение тяжелых цементно-известковых растворов, в земляных работах — сплошь строительная техника, которая уже давно не выпускается промышленностью. И этот список можно продолжать.

 

В сборнике «Строительные металлические конструкции» весь современный оцинкованный легкий металлопрокат уместился в одну норму, в сборниках «Благоустройство» и «Автомобильные дороги» содержатся семь таблиц норм на одну и ту же работу — фрезерование асфальтобетонных покрытий, при этом их показатели расходятся друг с другом до пяти раз!

 

Но такие вещи просто недопустимы! На дворе XXI век, а мы «консервируем» в сметно-нормативной базе технологии 50-х годов прошлого столетия. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются как новые разработки. При этом корректировка показателей редакционного характера выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом».

 

А посмотрите внимательно на ежеквартальные индексы пересчета сметной стоимости, которые выпускает Минстрой: по всем регионам страны изменение показателей происходит на одну и ту же процентную величину! Как такое возможно? Это говорит лишь о том, что их никто не считал, и применялись методы математической интерполяции.

 

 

 

— Руководство Минстроя говорит о необходимости введения ресурсного метода, называя его современным и инновационным. Ваша оценка этой методики?

 

— Еще в далеком 1992 году тогдашним Минархстроем России были утверждены Методические рекомендации по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы ресурсным методом.

 

И что же тут нового? Да и как считать с такими сметными нормативами, когда ресурсная выборка строительных материалов и оборудования в сметах не будет соответствовать производственной? Специалисты прекрасно знают, что если просчитать сметную стоимость ресурсным методом и поставить реальные текущие цены, то стоимость окажется от 5 до 15% выше, чем стоимость, определенная базисно-индексным методом.

 

 

 

— Руководство отраслевого ведомства также заявляет, что Минстрой будет осуществлять мониторинг цен, отслеживая в год 200—300 тыс. наименований строительных материалов. Возможно ли это чисто технически?

 

— Абсолютно нет! Вдумайтесь в эту цифру! Тут не то что всего Минстроя не хватит, а я сомневаюсь, что кто-либо вообще в состоянии это сделать.

 

Конечно, если подходить к этой задаче формально, то можно и выпускать цены, интерполируя показатели: цена одной трубы — на все остальные и т.д. Но кому такое нужно и, главное, поможет ли это в решении задачи снижения и оптимизации сметной стоимости строительства?

 

Возникает и другой вопрос: кто будет реформировать систему ценообразования в строительстве, где соответствующие специалисты? После скандала с Федеральным центром по ценообразованию в строительстве и его экс-главой Евгением Ермолаевым сменился уже второй руководитель ФЦЦС. Для строительного комплекса страны обучение чиновников Минстроя «на производстве» — слишком большая роскошь!

 

В течение 2015—2016 годов (а затем на постоянной основе) необходимо дополнить сборники Государственных сметных нормативов нормами и расценками на новые современные технологии строительства (по нашим оценкам, объем дополнений составит около 40%), а с 1 января 2017 года перейти на новый уровень цен в сметно-нормативной базе.

 

В настоящее время сборники Государственных сметных нормативов учитывают цены на 1 января 2000 года. Но прошло уже 15 лет!

 

Система сметных нормативов должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ.

 

 

 

— На чем здесь нужно сосредоточить особое внимание?

 

— На разработке укрупненных сметных нормативов — т.н. «Нормативов цены конструктивных решений» (НЦКР). Укрупненные сметные нормативы дают возможность оперативно контролировать уровень прямых затрат по основным видам объектов строительства и ремонта уже на этапе проектирования (стадия «Проект»).

 

Внедрение их в практику ценообразования в значительной степени оптимизирует договорную стоимость строительства на региональных рынках, а совершенствование определения затрат на инфраструктуру объектов строительства позволит контролировать, существенно уменьшить бюджетные вложения, а также сократить сроки строительства и ремонта.

 

 

 

— А как исключить коррупционную составляющую?

 

— Сейчас уже абсолютно очевидно, что все процедуры современной системы ценообразования для объектов бюджетного финансирования должны пройти антикоррупционную экспертизу на предмет выявления дискреции: неконтролируемой возможности чиновников всех уровней решать экономические вопросы ценообразования по собственному усмотрению.

 

Такие меры позволят оптимизировать процесс оказания государственных услуг, согласования и контроля в сфере бюджетного ценообразования, сделав его транспарентным и подконтрольным гражданскому обществу.

 

Решение вопросов совершенствования ценообразования в строительстве будут способствовать скорейшему выходу из финансово-экономического кризиса и созданию условий для дальнейшего развития отрасли на новом уровне достоверности и качества определения справедливых цен на строительство.

 

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ




Источник: rcmm.ru






08.11.2015



Задать вопрос


(Заполните, если хотите получить ответ на e-mail)

Решите пример:
+=


Экспертиза по закону о госзакупках

Назначается при условии закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (Федеральный закон от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).


Подробнее

Проверка достоверности определения сметной стоимости

СЧУ «РЦСЭ» осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкцию, капитальный ремонт или строительство которых планируется осуществлять за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону.


Подробнее

Рецензирование экспертных заключений

В Ростовском центре судебных экспертиз действует комиссия по методологической оценке экспертных заключений.


Подробнее

Архив судебных решений

В разделе представлены решения, вынесенные Арбитражными судами Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции, по экспертизам, осуществленным с участием экспертов СЧУ "Ростовского центра судебных экспертиз".


Подробнее



РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, д. 102/2, офис 308
Тел: 8 (863) 209-81-71
2006—2014 СЧУ «Ростовский центр судебных экспертиз»
Создание, продвижение сайта - веб-студия ЕвроСайты