Ростовский центр судебных экспертиз
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Мобильная версия сайта
Ваш город: Неопределен. Выбрать

Выберите ваш город:

Федеральный округ: Город:
Южный ФО
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Дальневосточный ФО
Сибирский ФО
Уральский ФО
Приволжский ФО
Северо-Кавказский ФО
Крымский ФО

Новости

Военно-патриотическая символика в рекламе: неэтично или незаконно?


 

В каждом конкретном случае суды решают вопрос о допустимости использования в рекламе военно-патриотической символики, основываясь непосредственно на том, как воспринимается соответствующая реклама.   

 

 

Военно-патриотическая символика в рекламе: неэтично или незаконно?
















22 апреля начался очередной этап акции "Георгиевская ленточка", которая с 2005 года ежегодно проводится в России в преддверии празднования Дня Победы. Несмотря на одобрение акции со стороны государства (о чем свидетельствуют, в частности, факты ношения лент участниками проводимых 9 мая парадов Победы, в том числе главой государства, доставки ленточек на Международную космическую станцию, распространения их в российских посольствах за рубежом и т. д.), с момента ее первого проведения в обществе ведется дискуссия о допустимости использования черно-оранжевых лент в качестве определенного символа победы в Великой Отечественной войне.


Тем не менее организаторы акции подчеркивают, что основные ее цели – передать новым поколениям память о том, какой ценой была одержана победа, и привлечь внимание общественности к проблемам ветеранов. В так называемом Кодексе акции закреплено, что распространяемые в рамках акции георгиевские ленточки являются не геральдическим символом, а символическими лентами, репликами традиционного биколора георгиевской ленты, используемого в том числе в оформлении покрытия колодок ордена Славы, учрежденного в 1943 году. Использование в акции оригинальных наградных георгиевских или гвардейских лент не допускается. Кроме того, указано, что георгиевские ленточки нельзя продавать, а также использовать для продвижения товаров и услуг.


Разумеется, указанные правила действуют только в отношении распространяемых в рамках акции ленточек и не имеют статуса обязательных. Порядок использования самого по себе изображения георгиевской ленты, равно как и другой военно-патриотической символики, действующим законодательством не урегулирован, что приводит порой к неэтичному ее использованию, в частности, в рекламе. Напомним, в прошлом году руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский выступил с инициативой о запрете на использование символов победы в потребительской сфере. В позапрошлом году член Общественной палаты РФ Султан Хамзаев предлагал запретить использование военной символики в рекламе алкогольной продукции. Тем не менее никаких законодательных решений в этой сфере пока не принято. Суды же решают вопрос о нарушении или ненарушении законодательства при использовании таких символов не всегда одинаково. Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

 

Прямого запрета на использование изображения георгиевской ленты в рекламе в законодательстве нет


В начале мая 2012 года организация К. разместила на одной из площадей г. Липецка рекламу телевизоров, содержащую в том числе изображение ленты с полосами коричневого и черного цвета и надписи: "ПОБЕДНЫЕ ЦЕНЫ!", "5-31 МАЯ". Управление ФАС России по Липецкой области возбудило в отношении К. дело о нарушении ею ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – закон о рекламе) в связи с использованием в указанной рекламе изображения георгиевской ленты. Согласно указанной норме не допускается использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.


В ходе рассмотрения дела в подразделение антимонопольной службы поступил отзыв председателя Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов с выраженной позицией о неодобрении использования георгиевской ленты как символа победы в Великой Отечественной войне в рекламных целях в качестве способа получения прибыли. С учетом этого обращения, а также результатов исследования спорной рекламы кафедрой культуры Липецкого государственного технического университета комиссия УФАС России по Липецкой области признала рассматриваемую рекламу ненадлежащей. В соответствующем решении отмечается, что в рекламе использован оскорбительный образ в отношении георгиевской ленточки как символа воинской славы, который оскорбляет память погибших при защите Отечества, дискредитирует саму идею воинской славы, наносит нравственный урон ветеранам и представителям старшего поколения, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, поскольку превращает символ гордости за свою Родину в предмет, продвигающий определенный товар. В нем также содержится отсылка к Кодексу акции "Георгиевская ленточка", согласно которому запрещается использовать распространяемые в рамках акции ленточки в целях продвижения товаров и услуг.


К. посчитала данное решение необоснованным и обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным. Суд отметил, что изображение георгиевской ленточки как символа воинской славы и празднования Дня Победы является общеизвестным в России, однако порядок использования ленты законодательно не урегулирован. Не содержится в законодательстве и ее официального описания или изображения. В отсутствие прямого запрета на использование в рекламе изображения георгиевской ленты (Кодекс акции "Георгиевская ленточка", о котором говорилось выше, юридической силы не имеет) спорная реклама может рассматриваться как нарушающая ч. 6 ст. 5 закона о рекламе только при признании использованного в ней образа оскорбительным, подчеркнул суд. По его мнению, оскорбительным является такое воспроизведение объекта или информации о нем, способ или характер представления которого способны причинить обиду, унизить честь и достоинство кого-либо.


Суд указал, что ни в проведенном по запросу УФАС России по Липецкой области исследовании спорной рекламы, ни в отзыве Совета ветеранов не оценивался сам образ ленточки на предмет оскорбительности, а говорилось лишь об этичности использования символа победы для получения прибыли. При этом в действующем законе о рекламе не содержится понятия "неэтичная реклама". Такая реклама не допускалась Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе", который утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием нового закона. Таким образом, до установления законодательного запрета на использование изображений георгиевской ленты, а также других символов или атрибутов воинской славы в рекламе возможность такого использования определяется уровнем нравственного развития, морального воспитания и правосознания конкретного человека или группы людей, заключил суд. Сам по себе использованный в рекламе К. образ ленты не может быть признан оскорбительным. В связи с этим заявление К. о признании решения антимонопольного органа недействительным было удовлетворено (решение Арбитражного суда Липецкой области от 16 ноября 2012 г. по делу № А36-6075/2012).


УФАС России по Липецкой области с таким выводом суда не согласилось и обжаловало его. Апелляционный суд отметил, что поскольку георгиевская лента (в определении суда – двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали, являющаяся знаком доблести и славы, также связанная с героическими событиями Великой Отечественной войны) по действующему законодательству не является ни государственным символом, ни религиозным символом, ни объектом культурного наследия, а само по себе ее изображение, использованное в рекламе К., не является оскорбительным образом, указанная реклама не нарушает ч. 6 ст. 5 закона о рекламе. В связи с этим он отказал в удовлетворении апелляционной жалобы антимонопольного органа (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2013 г. № 19АП-7328/12).


Суд кассационной инстанции оставил решения нижестоящих судов без изменения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 апреля 2013 г. № Ф10-921/13 по делу № А36-6075/2012).

 

Изображение георгиевской ленты + образ скульптуры "Родина-мать зовет!" = нарушение закона о рекламе


В мае 2010 года банк Г. разместил в Московском метрополитене и на уличных перетяжках рекламу своего вклада "Победа-65", признанную впоследствии ненадлежащей (решение Управления ФАС России по г. Москве от 2 августа 2010 г.), в которой были использованы слоган "Сделай свой вклад победным!", образ скульптуры "Родина-мать зовет!" и изображение георгиевской ленты. Г. обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, однако суд подтвердил, что указанная реклама нарушает ч. 6 ст. 5 закона о рекламе, поскольку в ней использованы оскорбительные образы в отношении объектов культурного наследия народов РФ (решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 мая 2011 г.). Данное решение было оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2011 г. № 09АП-17165/11, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2012 г. № Ф05-12758/11 по делу № А40-145305/2010).


Как отмечается в указанных судебных актах, скульптура "Родина-мать зовет!" является композиционным центром памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Сталинградская битва" на Мамаевом кургане в Волгограде, относящегося к объектам культурного наследия федерального значения (согласно распоряжению Правительства РФ от 31 января 2008 г. № 84-р), а георгиевская лента – знаком доблести и славы. Использование образа скульптуры и изображения ленты в совокупности со слоганом "Сделай свой вклад Победным!" в рекламе банковского вклада с целью продвижения его на рынке может оскорблять чувства участников Великой Отечественной войны, пожилых людей, поэтому является ненадлежащей, посчитали суды.

 

Можно ли использовать в рекламе другие военные образы?


Не менее интересным представляется вопрос о допустимости использования в рекламе, например, образов солдат. Так, была признана ненадлежащей размещенная красноярской организацией Б. реклама окон, содержащая образ солдата в военной форме времен Великой Отечественной войны и надпись "Отдаем за 1300 рублей..., БФК..., Мы отобрали у немцев лучшее!..., Немецкий профиль VЕКА и фурнитура RОТО...".


Антимонопольный орган признал Б. нарушившей ч. 6 ст. 5 закона о рекламе и в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ оштрафовал организацию на 100 тыс. руб. (постановление Управления ФАС России по Красноярскому краю от 13 сентября 2011 г. по делу № Р731-14.3-11). Соответствующее постановление было обжаловано Б. в судебном порядке, однако суды первой и апелляционной инстанций признали его законным (решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 января 2012 г., постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. № 03АП-734/12).


Принимая решения по делу, суды исходили из того, что использование в рассматриваемой рекламе образа солдата Советской Армии в гимнастерке и пилотке с красной звездой вместе с указанными выше выражениями с учетом размещения рекламы за три дня до Дня Победы (5 мая) направлено на то, чтобы рекламируемый товар воспринимался как имеющий связь с победой в Великой Отечественной войне. По мнению жителей города, данная реклама создает впечатление, что фронтовики воевали с немцами за окна и "отобрали у немцев лучшее" (такие мнения приведены в имеющихся в материалах дела жалобах граждан и Красноярской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов).


Кроме того, оскорбительным является и само использование символа победы – образа солдата в военной форме – в коммерческих целях. Основываясь на этих доводах и учитывая положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", суды посчитали правильным вывод антимонопольного органа о том, что указанная реклама содержит оскорбительный образ, принижает значимость важного исторического события, а значит, является ненадлежащей.

 

***

Таким образом, в каждом конкретном случае суды решают вопрос о допустимости использования в рекламе военно-патриотической символики, основываясь непосредственно на том, как воспринимается соответствующая реклама. На практике признать использованный образ не просто неэтичным, а оскорбительным не всегда легко, чем и пользуются некоторые недобросовестные маркетологи. Тем не менее в ближайшей перспективе введения законодательного запрета на использование образов символов победы в рекламе, судя по всему, не предвидится.





Источник: garant.ru

 


01.05.2016



Задать вопрос


(Заполните, если хотите получить ответ на e-mail)

Решите пример:
+=


Экспертиза по закону о госзакупках

Назначается при условии закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (Федеральный закон от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).


Подробнее

Проверка достоверности определения сметной стоимости

СЧУ «РЦСЭ» осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкцию, капитальный ремонт или строительство которых планируется осуществлять за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону.


Подробнее

Рецензирование экспертных заключений

В Ростовском центре судебных экспертиз действует комиссия по методологической оценке экспертных заключений.


Подробнее

Архив судебных решений

В разделе представлены решения, вынесенные Арбитражными судами Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции, по экспертизам, осуществленным с участием экспертов СЧУ "Ростовского центра судебных экспертиз".


Подробнее



РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, д. 102/2, офис 308
Тел: 8 (863) 209-81-71
2006—2014 СЧУ «Ростовский центр судебных экспертиз»
Создание, продвижение сайта - веб-студия ЕвроСайты