Ростовский центр судебных экспертиз
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Мобильная версия сайта
Ваш город: Неопределен. Выбрать

Выберите ваш город:

Федеральный округ: Город:
Южный ФО
Центральный ФО
Северо-Западный ФО
Дальневосточный ФО
Сибирский ФО
Уральский ФО
Приволжский ФО
Северо-Кавказский ФО
Крымский ФО

Новости

О государственной монополии на кадастровую оценку



Общественники и оценщики выступают против установления государственной монополии на кадастровую оценку.


 

Общественники и оценщики выступают против установления государственной монополии на проведение кадастровой оценки












Принятие правительственного законопроекта "О государственной кадастровой оценке" (далее – Законопроект) в том виде, в котором он внесен в Госдуму, не сможет решить существующие на сегодняшний день в данной сфере проблемы, а приведет лишь к созданию дискриминационных условий для граждан и бизнеса. Такое мнение озвучили в ходе прошедшего вчера в Общественной палате РФ нулевого чтения Законопроекта члены федеральной и региональных общественных палат, оценщики и представители бизнес-сообщества.



Напомним, главным новшеством, предлагаемым Законопроектом, является передача полномочий по определению кадастровой стоимости объектов налогообложения государственным бюджетным учреждениям (далее – ГБУ). Разработчики документа отмечают, что проведение соответствующих работ требует непрерывного мониторинга рыночных цен, применения единой методики оценки, наличия достаточной информации об объектах недвижимости, накопления дополнительных данных об объектах оценки и ценообразующих факторах. Независимые оценщики (ст. 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; далее – закон об оценочной деятельности), по их мнению, не имеют доступа к необходимым сведениям, а заказчик не всегда может предоставить им материалы, которыми располагают иные органы или организации.


В связи с этим предлагается наделить ГБУ правом запрашивать недостающую информацию об объектах недвижимости, необходимую для определения их кадастровой стоимости, у органов исполнительной власти (как федеральных, так и региональных), органов местного самоуправления и организаций и предусмотреть обязанность соответствующих органов и организаций по предоставлению этой информации или уведомлению о ее отсутствии. Кроме того, предполагается, что ГБУ будет осуществлять постоянный мониторинг рынка недвижимости, а также сбор и систематизацию сведений об объектах недвижимости.



Экспертное сообщество уверено, что установить единую методику осуществления кадастровой оценки, которая поможет избежать ситуаций, когда кадастровая стоимость идентичных объектов отличается в разы, можно и без такого кардинального реформирования института кадастровой оценки, которое, во-первых, повлечет существенные финансовые затраты, а во-вторых, перечеркнет всю последовательную работу по формированию действующего механизма определения кадастровой стоимости.


Речь идет, в частности, о принятии дорожной карты "Совершенствование оценочной деятельности" (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1744-р), определении специального порядка проведения государственной кадастровой оценки (гл. III.1 закона об оценочной деятельности), установлении специальных требований к субъектам оценочной деятельности (п. 7 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99).



Тем не менее эксперты отметили, что вероятность принятия Законопроекта высока, и предложили целый ряд существенных поправок, направленных на снижение рисков налогоплательщиков, которые могут возникнуть при реализации предлагаемых поправок. Так, необходимо установить требования к сотрудникам ГБУ не ниже тех, которые предусмотрены для оценщиков сегодня. По действующим правилам оценочная деятельность может осуществляться при наличии в штате оценочной компании не менее 12 оценщиков, пять из которых не менее пяти лет являются членами саморегулируемых организаций оценщиков и имеют опыт составления отчетов об определении кадастровой стоимости или опыт составления не менее 10 отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости. Законопроектом же предусмотрено, что на работу в ГБУ может быть принято лицо, имеющее не менее чем трехлетний опыт определения кадастровой или иных видов стоимости недвижимого имущества либо работы в бюджетном учреждении, связанной с определением кадастровой стоимости. Требований о том, каким должно быть минимальное количество сотрудников ГБУ, в документе и вовсе нет. 



Кроме того, не содержится в Законопроекте положений об ответственности ни самих учреждений, ни их сотрудников. Руководитель Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский напомнил, что в настоящее время оценочные компании обязаны страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц не менее чем на 5 млн руб., а оценщики несут полную имущественную ответственность за свою деятельность. Аналогичные требования он предлагает закрепить и для ГБУ и их сотрудников.



Очень болезненная для профессионального сообщества тема – отсутствие в Законопроекте положения о необходимости экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости объектов и отчетов об оценке рыночной стоимости, осуществляемой в настоящее время СРО оценщиков (ст. 17.1 закона об оценочной деятельности). По мнению оценщиков, это негативно скажется на качестве отчетов об оценке и приведет к увеличению количества обращений граждан и организаций об оспаривании кадастровой стоимости.

Процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, согласно Законопроекту, также должна измениться. Предполагается, что с заявлением о пересмотре результатов, как и в настоящее время, можно будет обратиться в комиссию по рассмотрению таких споров или в суд. Однако предлагается исключить требование об обязательном досудебном урегулировании споров для организаций – сейчас они не могут подать заявление в суд без предварительного обращения в комиссию (ст. 24.18 закона об оценочной деятельности).


В то же время Законопроект определяет, что обратиться в комиссию можно в случае создания ее в субъекте РФ, то есть обязательного требования о ее создании нет. Это ставит в неравное положение граждан и организации в разных регионах, поскольку некоторые из них лишаются права на досудебное урегулирование споров, подчеркнул вице-президент Ассоциации "Объединение саморегулируемых организаций оценщиков" Кирилл Кулаков. Не совсем понятным эксперты считают и условие о составе комиссий – Законопроектом предусмотрено, что обязательно в них должны входить по одному представителю от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и уполномоченного по защите прав предпринимателей в соответствующем регионе. Включение в состав комиссий представителей иных органов власти, предпринимательского сообщества и СРО оценщиков возможно, но не обязательно. Таким образом, получается, что данные комиссии могут состоять всего из двух человек, и в этом случае вряд ли можно говорить о качественном рассмотрении споров, уверены оценщики.


В случае одобрения Законопроекта предложенные им нововведения начнут действовать с 1 января 2017 года. При этом документом установлен переходный период – до 1 января 2020 года, а решение о том, по новым или старым правилам должна осуществляться в это время оценочная деятельность, будут принимать региональные власти. Однако для введения нового порядка Правительство РФ должно утвердить 14 нормативных актов: методические указания о государственной кадастровой оценке, требования к отчету о ее итогах, порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и др. Эксперты подчеркнули, что подготовить и утвердить эти акты за несколько месяцев крайне проблематично, а их отсутствие может привести к произвольному установлению порядка определения кадастровой стоимости.



Таким образом, наиболее приемлемым вариантом реформирования института кадастровой оценки, по мнению профессионального сообщества, является сохранение существующего порядка определения кадастровой стоимости – независимыми профессиональными оценщиками – членами соответствующих СРО, но по единой методике, при создании ГБУ для сбора и актуализации качественной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, и отбора на конкурсной основе исполнителей соответствующих работ.



В заключение председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов подчеркнул, что Законопроект касается не только оценщиков, но и всех собственников, поскольку размер кадастровой стоимости непосредственно влияет на величину уплачиваемых ими налогов, поэтому нужно тщательно проработать все его положения с учетом мнений профессионального сообщества и интересов граждан. В связи с этим ОП РФ рекомендует обсудить Законопроект на парламентских слушаниях в Госдуме.



Отметим, что Законопроект может быть рассмотрен в первом чтении в ближайшее время – он включен в примерную программу законопроектной работы Госдумы на июнь.






Источник: garant.ru



04.06.2016



Задать вопрос


(Заполните, если хотите получить ответ на e-mail)

Решите пример:
+=


Экспертиза по закону о госзакупках

Назначается при условии закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (Федеральный закон от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).


Подробнее

Проверка достоверности определения сметной стоимости

СЧУ «РЦСЭ» осуществляет проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкцию, капитальный ремонт или строительство которых планируется осуществлять за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону.


Подробнее

Рецензирование экспертных заключений

В Ростовском центре судебных экспертиз действует комиссия по методологической оценке экспертных заключений.


Подробнее

Архив судебных решений

В разделе представлены решения, вынесенные Арбитражными судами Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции, по экспертизам, осуществленным с участием экспертов СЧУ "Ростовского центра судебных экспертиз".


Подробнее



РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

344029, г. Ростов-на-Дону, ул. Металлургическая, д. 102/2, офис 308
Тел: 8 (863) 209-81-71
2006—2014 СЧУ «Ростовский центр судебных экспертиз»
Создание, продвижение сайта - веб-студия ЕвроСайты